15 мар. 2016 г.

Новости блога

МНОГОЛИКАЯ СТОЛИЦА
ОТЗЫВ О ВЫСТАВКЕ «МОСКВА И МОСКВИЧИ»

   В праздничные мартовские дни я с интересом посетил выставку «Москва и москвичи» в нашем Ставропольском краевом музее изобразительных искусств. Эта первая в нынешнем году выставка в музее. Она небольшая, включает в себя произведения живописи, графики, фотографии и репродукции известных живописных полотен, которые дают наглядное представление о разных периодах жизни российской столицы.
Д.А. Налбандян.
Кремлёвская набережная. 1984.
   При входе в зал словно попадаешь в другой город, в другую эпоху – Москву начала и середины прошлого века, когда город был совершенно другим – более тихим, одноэтажным, ярмарочным… Но вот ты проходишь по залу, и Москва меняется на твоих глазах – появляются трамваи и автомобили, темп жизни ускоряется, не оставляя места традиционным дореволюционным вещам – посещению церкви, приготовлению к Пасхе, езде на санях с извозчиком, чаепитию в булочной… Город живёт, развивается, – и всё это отражается в картинах прошлого и настоящего.
  Особый интерес вызывают масштабные, панорамные картины известного советского художника Д. Налбандяна и нашего земляка и современника Ю. Орлова, живущего в Москве и отражающего в своих творениях все изменения в городе. На их полотнах Москва живая, узнаваемая, величественная. Любуясь этими картинами, думаешь о том, что Москва, её величественный Кремль вдохновляли, притягивали и интересовали художников любой эпохи – от Ф. Алексеева до Ю. Орлова.
  Особый раздел экспозиции – картины, посвященные военным годам и периоду восстановления Москвы. В них можно увидеть героизм москвичей, их искреннюю любовь к своему городу, желание спасти и вернуть прежнюю красоту.
 Наступает XXI век, возвращаются традиции прошлого, и вот уже на картинах вновь появляются московские церкви и монастыри. Потрясающее впечатление производит картина Ю. Орлова «Новодевичий монастырь» из собрания музея.
 Москва растет, меняется, что отражает в своем творчестве каждый из представленных художников. Думаю, каждый найдет на выставке близкую ему Москву. А в Год кино кто-то, быть может, увидит в экспозиции и Москву кинематографическую: меньшовскую, рязановскую… В этом особая сила и притягательность художественного наследия, которое может переносить нас во времени в разные исторические эпохи с их радостями и тревогами, заботами и суетой…
 При просмотре выставки я был не одинок – смотрительницы музея, как часовые у московского Кремля, зорко следили за тем, чтобы я не приближался слишком близко к картинам и не задерживался у одного произведения слишком долго. Этим людям можно смело доверить охрану любых объектов мирового наследия – не подведут. :)
  Создатели выставки предприняли попытку осветить и дореволюционную жизнь столицы – с помощью литографий, рисунков, гравюр И. Павлова, открыток и репродукций картин знаменитых русских художников – В. Поленова, А. Васнецова. В то же время, наличие этих предметов в одном из стендов под стеклом несколько сужает рамки такого взгляда на Москву, и картина В.Поленова «Московский дворик» кажется немного одинокой на фоне почти исключительно советских и современных картин. Взгляд так и ищет полотна В. Сурикова, А. Саврасова, К. Юона, В. Мешкова, С. Светославского, М. Гермашева, П. Петровичева, И. Грабаря, К. Коровина, В. Бялыницкого-Бирули и многих других, запечатлевших в своем творчестве жизнь Москвы конца XIX-начала XX века. На мой взгляд, присутствие более широкого ряда репродукций могло бы сделать выставку более интересной и объемной по содержанию. Кроме того, создается ощущение, что на выставке представлены не все работы о Москве из собрания музея. Например, в памяти всплывает пейзаж «Жаркий день под Москвой» К. Коровина.
  На выставке представлены также некоторые книги о Москве. С интересом рассматриваешь альбомы «Москва», «Москва глазами художников», смотришь репродукции и архивные материалы. Но, кажется, чего-то здесь не хватает. Ну как же! Дяди Гиляя (В.А. Гиляровского) и его книги «Москва и москвичи», которая и дала название выставке. На мой взгляд, её присутствие было бы здесь уместным и гармонично дополнило выставку непревзойденным рассказом о жизни дореволюционной Москвы. Кроме того, множество интереснейших книг о Москве из фондов Ставропольской краевой научной библиотеки могли бы сделать выставку более интересной и глубокой.
  Атмосферу эпохи создают милые сердцу вещи из прошлого – шкаф, старое зеркало, изящно перекинутый через стул павловопосадский платок… 
 Свою лепту в атмосферу вносят красивые фотокадры Костаса Асимиса – греческого фотохудожника, выставка которого прошла в нашем изобразительном музее в прошлом году. 
  Дополняют выставку короткие, но содержательные фильмы о московских монастырях. Я с удовольствием посмотрел фильм о Новодевичьем монастыре. 
  Выставка «Москва и москвичи» – это запечатленное время, сохраненная в картинах память о жизни Москвы XX века. Конечно, у каждого, особенно у тех, кто бывал в столице, свои представления об этом городе, свой образ Москвы, свои любимые места. Однако эта выставка может добавить в копилку впечатлений о Москве несколько значимых штрихов. 
  Уверен, что у посетителей выставки «Москва и москвичи» возникнут свои приятные эмоции и воспоминания, свой взгляд на столицу нашей Родины, они увидят её знакомые и неизвестные черты, почувствует её душу.

скачать иллюстрированный отзыв

Комментариев нет:

Отправить комментарий